Потребительский спрос в фундаментальном анализе.

Дорогие друзья! Группа макроэкономических показателей, которой посвящено наше сегодняшнее занятие «Школы FOREX», заслуживает вашего самого пристального внимания. Речь пойдет об индикаторах потребительского спроса.

Почему они так важны? На прошлых уроках мы уже говорили, что в экономиках современных развитых стран сфера услуг доминирует над промышленным производством. А кто является основным клиентом сферы услуг – парикмахерских и салонов красоты, развлекательных центров и гостиниц, банков и страховых компаний, медицинских центров и клиник, авиакомпаний и железных дорог и т.д.? Конечно, его величество потребитель! Да и промышленное производство в развитых странах во многом ориентировано на потребительский спрос, ведь именно для рядовых граждан выпускаются автомобили и ноутбуки, смартфоны и планшеты, одежда и продукты питания, мебель и бытовая химия. А еще для них строятся дома, снимается кино и записывается музыка, выходят газеты и журналы… В общем, если в какой-нибудь развитой стране потребители вдруг возьмут и перестанут тратить деньги (да что там перестанут – хотя бы сократят свои расходы на треть!), экономика такой страны рухнет. Отсюда понятно, что наблюдение за индикаторами потребительского спроса позволяет трейдеру не только оценивать состояние той или иной экономики, но и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации.

Потребительский спрос

Итак, сегодня мы разберемся с двумя вопросами:

  1. Какие индикаторы потребительского спроса существуют?
  2. Какое влияние они оказывают на котировки валютных пар?

Какие индикаторы потребительского спроса существуют?

Все индикаторы потребительского спроса можно разделить на три большие группы – 1) показатели розничных продаж, 2) показатели потребительских расходов и 3) индексы потребительских настроений. Показатели розничных продаж и потребительских расходов дают объективные статистические данные о покупательской активности потребителей, а индексы потребительских настроений позволяют выяснить, как рядовые потребители субъективно оценивают свои материальные возможности и экономическую ситуацию в стране.

Познакомимся с индикаторами этих трех групп.

Показатели розничных продаж

Показатели потребительского спроса

Эти показатели отражают объем розничных продаж, то есть общую стоимость всех товаров, проданных в розницу на той или иной территории (в стране, регионе и т. д.) за некоторый период времени (месяц, квартал, полугодие, год).

Как правило, отчеты по объемам розничных продаж выходят ежемесячно, причем наряду с официальными отчетами государственных статистических ведомств публикуются и альтернативные отчеты, составленные независимыми организациями. Так, в США официальный отчет по розничным продажам готовит Министерство торговли, но, кроме этого, выпускаются и независимые отчеты — например, отчет исследовательской компании Redbook Research Inc.

Существуют различные способы подсчета объемов розничных продаж. Например, некоторые проданные товары могут не учитываться (так, министерство торговли США публикует свой отчет как с учетом продаж автомобилей, так и без их учета). Еще один метод составления отчета о розничных продажах – метод сопоставимых продаж, когда берется ряд конкретных торговых точек и из месяца в месяц оцениваются и сравниваются объемы продаж только в этих магазинах. Этот метод, в частности, использует Британский консорциум розничной торговли (BRC).

Кроме этого, разновидностью отчета по объемам розничных продаж является отчет по продажам какой-то одной категории товаров. Классический пример этого рода – отчеты о продажах автомобилей, публикуемые различными профессиональными ассоциациями производителей и продавцов автотранспорта.

Показатели потребительских расходов

Потребительский спрос в фундаментальном анализе.

Объем розничных продаж дает нам представление о расходах потребителей на приобретение разнообразных потребительских товаров. Однако потребители расходуют средства и на другие нужды – в первую очередь, на оплату услуг. Поэтому более точное представление о готовности населения тратить деньги может дать статистика относительно всего объема потребительских расходов. Тут на помощь трейдеру придут отчеты по личным расходам населения, публикуемые ежемесячно в некоторых странах (в частности, в США).

Кроме этого, во многих странах публикуется статистика, которая позволяет косвенно судить о масштабах потребительских расходов. Это отчеты об объемах потребительского кредитования, о расходах по кредитным картам и т. д. Также для прогнозирования будущих потребительских расходов полезно отслеживать статистику по личным доходам населения.

По поводу отчетов по объемам розничных продаж и расходам потребителей можно сказать то же, что и по поводу многих других макроэкономических отчетов: в этих отчетах рынок интересуют не столько абсолютные величины, сколько их изменение (за месяц, за год и т.д.) и соответствие прогнозам и ожиданиям.

Индексы потребительских настроений

Индексы потребительских настроений

Такие индексы составляются на основе опросов населения и публикуются как официальными ведомствами, так и независимыми агентствами. Как правило, они рассчитываются ежемесячно, хотя существуют и индексы, рассчитываемые каждую неделю.

Наиболее известными индексами потребительских настроений являются: в США — индекс Мичиганского университета и индекс Conference Board; в еврозоне – индекс потребительского доверия, публикуемый Еврокомиссией; в Великобритании – индекс GfK; в Японии – индекс доверия потребителей, публикуемый правительством; в Австралии и Новой Зеландии — индексы потребительской уверенности Westpac.

Какое влияние индикаторы потребительского спроса оказывают на котировки валютных пар?

В этом вопросе все однозначно – рост показателей потребительского спроса стимулирует укрепление курса национальной валюты в соответствующей стране, а снижение этих индикаторов способствует его ослаблению. Тем не менее, данные индикаторы все-таки нельзя назвать самыми важными для валютного рынка макроэкономическими показателями, и грандиозных движений на рынке они не вызывают.

Резюме

Наш разговор о макроэкономических индикаторах был бы неполным, если бы мы, поговорив об индексах настроений потребителей, обошли вниманием индексы настроений бизнес-сообщества. Эти индикаторы принято обозначать термином «индексы деловой активности». Именно им мы и посвятим наш следующий урок. Место встречи неизменно – сайт TRADENATOR.RU, «Школа FOREX»!

Откройте счет и попробуйте
себя в действии

открыть счет

Поделитесь с друзьями: